Статьи

Мечты родителей

Наши маленькие гении

В нашей жизни рано или поздно наступает момент, когда мы стремимся как-то утвердиться, реализовать себя, найти свою основную цель в жизни. Конечно, цели у всех очень разные – это и карьера, и творчество, а может быть, большая семья, а может, создание бизнеса. Но бывает и так, что намеченные цели не реализуются, в силу самых разных, порой вполне объективных причин. И вот тогда многие пытаются осуществить это через своих детей. Именно на наших детей мы возлагаем свои несбывшиеся надежды. Помните, кем мы только не хотели стать в детстве – космонавтами, певцами, артистами, музыкантами, спортсменами…

Почему родители выбирают за детей?

Сегодня вполне привычно то, что детей с ранних лет отдают в какие-то кружки, секции, развивающие студии. Родители сами определяют направление интересов своего чада, и мало кто ждет того момента, когда ребенок сам скажет, чем бы он хотел заниматься. Считается, что ребенок не может определить свой интерес в раннем возрасте. Однако это не совсем так. Присмотритесь к малышу – может, он любит петь? Или танцевать? Может, он рисует везде, где только можно?

Но родители часто осознанно или подсознательно хотят реализовать именно свои несбыточные желания в своих детях. Из-за чего это происходит? Из-за некоторой внутренней незавершенности или неудовлетворенности какой-то областью своей жизни. И тогда родители заставляют ребенка заниматься тем, чем он не хочет, только чтобы осуществить свои несбывшиеся чаяния – стать выдающимся художником, успешным спортсменом, известным актером. Изучая этот феномен, ученые из Нидерландов вывели такую закономерность – родители, которые воспринимают своих детей как личную собственность, в большей степени склонны навязывать ему свои мечты. Происходит это потому, что они не воспринимают ребенка как отдельную личность, а видят в нем часть или продолжение себя самих, следовательно, это «продолжение» должно реализовать всё то, что не удалось маме или папе.

А как такое поведение родителей влияет на детскую психику? Как это отражается на их взрослой жизни?

Нередки ситуации, когда юный талант, казалось бы, подающий большие надежды, вдруг резко говорит «нет» и ставит точку на своих занятиях, в которых вчера еще был на высоте. Да, да, в детской уже не помещаются призы, дипломы, награды, педагоги в восторге, а чадо говорит, что больше этим заниматься не будет, что навсегда расстается с музыкой, спортом, рисованием. Для родителей это становится настоящим ударом, и они впадают в растерянность – а что же делать дальше?

Ребенок не разочаруется в своем увлечении, если только это и в самом деле его увлечение. Пусть он попробует одно, другое, третье, в чем-то разочаруется, а чем-то может, увлечётся всерьез. Родители часто переживают – а что он у нас за все берется и всё бросает? Пусть берётся и пусть бросает. Когда ему еще пробовать, изучать себя, как не в юном возрасте? Как найти то, что по нраву именно ему?

Когда ребенок растет, он старается не расстраивать родителей, получать их одобрение, и часто добивается в этом определенных успехов. Но если существует скрытое недовольство, то оно будет накапливаться и рано или поздно перерастет в настоящий бунт. И если родители не смогут повторно пережить крах своих надежд, в ход может быть пущен эмоциональный шантаж, и ситуацию это только усугубит.

Что делать, если случился бунт?

Если ребенок внезапно отказывается от того, что еще вчера занимало большую часть его досуга, родители задумываются – а что же делать? Разрешить все бросить или же настоять на продолжении занятий? В этом случае есть риск, что ребенок не просто возненавидит все это, но утратит уверенность в себе и будет просто на автомате выполнять указания педагога. Принесет ли ему это пользу?

Постарайтесь спокойно и трезво проанализировать, прежде всего, свои поступки. Вспомните, кто был инициатором занятий ребенка? А часто ли вы прибегали к уговорам заняться этим? Может ли быть, что эти занятия вам нужны больше, чем ему? А если ребенок находится в подростковом возрасте, и для него очень важно мнение сверстников? Спросите его, как друзья, одноклассники относятся к его занятиям? Может, он расстраивается из-за их неприятия или просто равнодушия. А может, мнение какого-то конкретного приятеля сильно задевает его? У внимательных и чутких родителей всегда есть много возможностей, чтобы вовремя вмешаться в такую ситуацию, помочь её исправить. Может быть, даже перевести ребенка в другую школу, например, специализированную.

Если же ребенок все-таки твердо решил бросить свои занятия, лучше всего не делать это стихийно, резко. Постарайтесь завершить этот этап в его жизни, как бы отработать его. Тогда он будет воспринимать это не как фиаско, а как вполне завершенный эпизод. Наметьте вместе с ним план действий, например: «хорошо, ты прекратишь занятия в танцевальной школе в мае, как раз закончится учебный год», или «давай ты выступишь на районных соревнованиях, а после скажем всем, что уходим из секции».

P.S

Действительно, это очень сложный вопрос - продолжать ли уговаривать ребенка заниматься или же довериться ему и не настаивать. Мнения педагогов на это счёт расходятся.

Постарайтесь уделять больше внимания мыслям и чувствам своих детей, а не оценкам, наградам, медалям и кубкам. Говорите с ребенком, расспрашивайте, что ему нравится в секции, клубе или музыкальной школе, а что нет. Постарайтесь отличить внешнюю сторону успеха от истинных чувств ребенка. В таком случае, скорее всего, вопрос о том, тянуть или нет его на вершину, не встанет вовсе. Естественно, что родители хотят видеть своего ребенка успешным и знаменитым. Однако когда это получается, то чаще всего это результат настоящей увлечённости самих детей.

Поэтому не навязывайте детям свои мечты, у них обязательно должны быть свои собственные!
Made on
Tilda